Изображение организации
Детская эндокринология
УЗИ детям

Проблема головной боли

К вопросам головной боли следует подходить, исходя из причин, по которым они возникают, то есть рассматривать вопрос с позиции патогенеза развития головной боли. Парадоксально, но при поражениях головного мозга боль в голове возникает крайне редко.

К наиболее распространенным причинам головной боли относят:

• Сосудистые причины. При патологиях сосудов головная боль возникает на фоне их резкого спазма или расширения.

• Оболочечные причины. Раздражение оболочек в головном мозге провоцирует резкие головные боли.

• Изменения в мышцах, которые окружают голову (в перикраниальной мускулатуре). В случае повышения мышечного тонуса возникает головная боль.

В зависимости от типа поражения и от того, что вовлечено в процесс формирования головной боли, она будет носить:

• разный характер;

• разную локализацию;

• разный тип течения.

Разновидности

Можно выделить следующие виды головной боли:

• Распирающая. Если формируется застой крови в голове, который сопровождается повышением внутричерепного давления, боль носит распирающий характер без четкой локализации.

• Стягивающая. Если боль возникает на фоне поражения перикраниальной мускулатуры, возникает так называемая шлемообразная боль.

• Лицевая боль. Этот вид головной боли связан с поражением шейного отдела позвоночника. На уровень верхнего шейного отдела позвоночника выходит много нервных окончаний, в частности тройничный нерв, который передает импульсы в области лица, глаз и лба. Поэтому при проблемах на уровне верхнего шейного сегмента возникает лицевая боль.

Механизм формирования лицевой боли

Как формируется боль, связанная с шейным отделом? Дело в том, что на уровне 1, 2 и 3-их шейных позвонков, на уровне спинного мозга находится 3-е ядро тройничного нерва, которое обеспечивает передачу нервных импульсов на различные части лица.

Поэтому когда возникает некое механическое раздражение, например, мышцы головы и шеи напрягаются, импульсы передаются как раз из шейного отдела на тройничный нерв, и мы получаем приступы головной боли в лицевой части.

От чего зависят методы лечения?

Терапия, которую назначает невролог, будет зависеть от причины головных болей. т.е. знание причины позволяет проще избавить пациента от болевых симптомов. Например, если боль головы возникает на фоне проблем в шее, обезболивающий препарат не поможет. Здесь необходимо заниматься именно проблемами шейного отдела и нервными окончаниями, которые связывают голову и шею.

Проблемы сосудистого характера могут возникать на фоне вазоспазмов – спазмов артерий головного мозга, которые могут приводить к инвалидности. Признаки сосудистых нарушений могут быть связаны, наоборот, с вазодилатацией – расслаблением гладкой мускулатуры кровеносных сосудов при котором сосуды расширяются. В этих случаях лечение предполагает сосудистую терапию.

Терапия при разных видах головной боли

Если причина боли – вазодилатация (расширение сосудов), она носит диффузный характер (не понятно, где именно болит), сопровождается ощущением тумана в голове. В этом случае помогут препараты, улучшающие венозный отток.

Если имеет место мигрень, то препарат должен подбираться в зависимости от причины мигрени и ее стадии:

• Первая фаза – развитие мигренозной боли – сопровождается вазоспазмом (сокращением просвета артерий). Здесь помогут препараты, поддерживающие нормальный тонус сосудов. Если принимать их систематически в виде профилактики, количество приступов мигрени снизится.

• После фазы спазма возникает фаза вазодилатации (расслабления стенок сосудов).

• После вазодилатации наступает 3-я фаза, при которой наблюдается отек стенок сосудов, и в этот момент появляются интенсивные приступы головной боли. Здесь уже назначаются препараты, которые обладают выраженным противовоспалительным, противоотечным эффектом.

Подход высококвалифицированных врачей-неврологов ориентирован не на нозологию, то есть не то, что написано в диагнозе – “головная боль напряжения”, “пучковая головная боль” или ” гемикрания”. В каждом случае важно провести тщательную диагностику и разобраться, что в данном случае является пусковым механизмом, почему возник туман в голове, каковы истинные причины мигреней. Это позволяет достаточно эффективно избавлять от проблемы головной боли.

Изображение организации