Изображение организации
Детская урология
Детская эндокринология
УЗИ детям

Причины развития простатита, профилактика и лечение

Что такое простатит? Это воспалительное заболевание предстательной железы. Предстательная железа есть только у мужчин, поэтому заболевание на первый взгляд актуально только для них, но на деле влияет также на жизнь постоянной половой партнерши.

Причины заболевания

От чего возникает простатит? Существует миф, что простатит может возникнуть либо от бактерий, либо от переохлаждения. На самом деле все обстоит немного не так. Бактерии в предстательной железе есть всегда, а переохлаждение – это всего лишь предрасполагающий фактор, который может спровоцировать начало воспаления.

При переохлаждении происходит нарушение микроциркуляции крови, при котором ухудшается снабжение кровью органов малого таза. В результате изменяется количество крови вокруг простаты. Клеток крови, которые борются с бактериями, становится меньше, и они уже не справляются с нагрузкой. Получается, что переохлаждение провоцирует развитие воспалительного процесса и является косвенной причиной развития простатита.

Хроническое и острое заболевание

Как проявляется острый и хронический простатит? Симптомы простатита в острой форме дают о себе знать резкой болью, высокой температурой, болезненным мочеиспусканием со слабым напором. С хроническим простатитом сложнее. Его симптоматику легко спутать с простым недомоганием, поэтому пациент считает, что ничего страшного не происходит: где-то посидел на холодном, устал, не то съел.

Известны следующие проявления симптомов простатита в хронической форме:

• ноющие боли в промежности;

• тянущие боли, отдающие в мошонку;

• тянущие боли внизу живота, отдающие в крестец, копчик, в половой член;

• нарушение мочеиспускания при простатите характеризуется то слабым, то нормальным напором, но иногда этот симптом бывает не выражен;

• у некоторых пациентов возникают проблемы с эрекцией, которые имеют чаще всего психологический характер, поскольку прямой взаимосвязи между воспалением в простате и нарушениями потенции не выявлено.

Профилактические меры

Как часто нужно заниматься половой жизнью, чтобы не было простатита? Какова профилактика простатита?

В предстательной железе вырабатывается так называемый секрет простаты – вязкая жидкость, в которой содержатся компоненты, присутствующие и в сперме. Жидкая часть спермы – это секрет простаты и секрет семенных пузырьков, которые расположены за предстательной железой. В молодом возрасте у мужчины всегда есть утренняя эрекция, которая сопровождается выработкой секрета простаты. Если не происходит половых актов, изо дня в день происходит его накопление. Это приводит к застойным явлениям, которые потом вызывают небольшое увеличение простаты в размерах и болевые ощущения – возникают тянущие боли в промежности.

Природой задумано, что каждая эрекция должна заканчиваться эякуляцией. 30 раз за месяц проснулся – 30 раз эрекция, значит 30 половых актов ! В урологии есть общепринятое мнение, что для профилактики простатита необходимо в среднем 22 эякуляции, но опять же это просто рекомендации. На практике осуществить это порой очень сложно, да и потребности в сексе у всех людей разные.

Какие анализы нужно сдавать?

Какие анализы при простатите или подозрении на него нужно сдавать? Прежде всего, это кровь на общий анализ, а также общий анализ мочи.

На консультации врач-уролог производит тщательный осмотр, в ходе которого осуществляется пальцевое ректальное исследование. Доктор осматривает простату, трогает ее, оценивает болезненность, консистенцию, эластичность. При этом выполняется забор секрета простаты на анализ.

Исследование анализов при простатите предполагает:

• Оценку количества лейкоцитов. Чем их больше, тем активнее идет воспалительный процесс.

• Исследование секрета простаты на бакпосев. Позволяет выявить, какие бактерии вызывают воспаление, в каком количестве они представлены и какие препараты действуют против них, а какие совершенно бесполезны.

• Взятие мазка на инфекции, передающиеся половым путем.

• Трансректальное ультразвуковое исследование. Это наиболее информативная процедура, которая позволяет получить информацию о состоянии простаты, ее структуре и объеме.

Сколько занимает лечение простатита по времени?

Всё зависит от вида простатита. При заболевании, вызванном бактериями, нужно назначать антибиотик. В связи с особенностями пористого строения простаты и спецификой кровоснабжения этого органа лечение антибиотиками и другими лекарствами длится 28 дней.

Кровоснабжение в простате расположено по периферии, поэтому в течение 20-ти дней приема антибиотика идет накопительный эффект, и только с 20 по 28 день препарат достигает нужной терапевтической концентрации. Вот почему важно пропить лекарство на протяжении всего периода, который рекомендовал врач.

Другие препараты

Кроме антибиотиков назначают также следующие препараты:

• Пробиотики, восстанавливающие микрофлору кишечника.

• Противогрибковые препараты. При приёме антибиотиков снижается активность иммунной системы, и грибковые заболевания, (чаще всего candida albicans или молочница) начинают проявляться у мужчин, даже если у них только одна половая партнерша.

• Витамины.

• Препараты для улучшения микроциркуляции крови.

• Антиагреганты, разжижающие кровь. Назначаются для того, чтобы кровь хорошо снабжала ткани и приносила в них назначенное лекарство.

Немедикаментозное лечение

• Массаж простаты помогает преодолеть застойные явления.

• Во-первых, массаж чисто механически выжимает скопившуюся в простате слизь с бактериями.

• Во-вторых, улучшается кровоснабжение и лимфоотток.

• Физиопроцедуры и аппаратное лечение. Хорошие результаты дает вибролазеромагнитная терапия. Лазер улучшает проницаемость клеточных мембран для лекарств, они проникают в простату, под действием магнита улучшается лимфоотток, который усиливает вибротерапия.

Что будет, если не лечить?

Если не лечить простатит, то:

• Повышается опасность возникновения мужского бесплодия. Секрет простаты является составной частью спермы, поэтому бактерии и все продукты жизнедеятельности бактерий портят ее качество. Сперматозоиды становятся менее активными, идет борьба за питательные вещества (фруктоза,лимонная кислота, цинк) между бактериями и сперматозоидами. В итоге сперматозоиды становятся слабыми и теряют способность оплодотворения.

• Могут образовываться различные спаечные процессы в семявыносящих путях. Это приводит к тому, что сперматозоиды просто не выделяются наружу и не попадает в яйцеклетку.

• Могут появиться регулярные тянущие боли. Иногда некоторым пациентам везёт, и какое-то время их ничего не беспокоит, и они думают, что болезнь отступила сама по себе. Но потом симптомы возвращаются и становятся более выраженными.

“Можно” и “нельзя” при простатите

Что можно есть?

• Соленое – можно, но без злоупотребления (подсаливать пищу понемногу).

• Алкоголь – можно в минимальных количествах (бокал вина или 50 г коньяка, виски за вечер).

• Кофе – 1-2 чашки в день разрешено, в больших количествах – запрещается, так как кофе приводит к сужению сосудов и ухудшению микроциркуляции крови.

Можно ли заниматься половой жизнью?

Если сама эякуляция не вызывает болезненных резких ощущений, то половой жизнью жить можно, даже нужно. Если же сексуальный контакт вызывает боль или дискомфорт, лучше на время лечения воздержаться от половой жизни.

Можно ли посещать бани, сауны, хамамы?

Здесь все будет зависеть от того, на какой стадии находится простатит. Если это острый процесс с температурой, то посещать таким места не нужно. Если лечение простатита проходит в штатном режиме и нет каких-то тревожных симптомов, дозированно посещение бани или бассейна не запрещается. Но нужно до минимума сократить пребывание в парилке, а также в холодной воде.

Нужны ли физические нагрузки?

Совсем без физических нагрузок нельзя, посильная физкультура является лучшим помощником при лечении простатита. Главное – не подвергать организм повышенному стрессу от тренировок. Можно заниматься ходьбой и бегом, приседать и т.д.

Что касается велосипеда – тут не все однозначно. Врачи не рекомендуют этот вид спорта мужчинам (если только исключительно в виде коротких прогулок). Когда мужчина сидит на велосипеде, происходит прижимание сосудов в области малого таза и промежности, нарушается кровоснабжение. Прямой зависимости нет, но когда идёт речь о профилактике, мы пытаемся исключить все возможные факторы, даже если они напрямую не влияют.

Нужно ли лечить половую партнершу?

Лечение необходимо партнерше только если обнаружена инфекция, передающаяся половым путём. Собственно простатит при сексуальном контакте никак не передается, поэтому обычно лечение партнерше не требуется, хотя обследование у гинеколога не помешает.

Изображение организации