Изображение организации
Детская урология
Детская эндокринология
УЗИ детям

Отличия вирусной инфекции от бактериальной. Их строение, признаки и диагностика

На протяжении жизни все мы неоднократно сталкиваемся с различными  заболеваниями. Для того, чтобы их эффективно лечить, необходимо разобраться в том, какая инфекция стала причиной: вирусная или бактериальная. С точностью это определить способен только врач, основываясь на анализах и клинических исследованиях. И все же существуют определенные признаки и отличия вирусной от бактериальной инфекции, по которым можно сделать предварительный вывод о характере заболевания. Однако самодиагностика не заменит консультацию и исследования у врача-профессионала.

Вирус — это неклеточная форма жизни, которая распространяет инфекцию на клетки живых организмов, включая бактерии. Термин возник от латинского слова virus, обозначающего «яд». Происхождение вирусов является одной из нераскрытых тайн биологии. Число подробно изученных вирусов доходит до пяти тысяч, однако считается, что их реальное количество превышает миллион. Вирус представляет из себя молекулу ДНК или РНК защищенную белковой оболочкой – капсидом, в некоторых случаях — липидной оболочкой. Несмотря на наличие генетического материала, вне живой клетки вирусы размножаться не могут. Их размер составляет меньше одной сотой части средней бактерии, поэтому их так сложно исследовать. Наука, которая занимается изучением вирусов, называется вирусологией.

Самая распространенная классификация видов вируса зависит от типа генетического материала, то есть выделяют вирусы ДНК-содержащие и РНК-содержащие. Большая часть вирусов относится ко второму классу. Существуют и вирусы-исключения, содержащие оба типа нуклеиновой кислоты. Другой способ классификации, который в 1971 году предложил Дэвид Балтимор, рассматривает также количество цепочек нуклеиновой кислоты (одна или две) и способ ее воспроизведения (синтез в ядре, на рибосомах или в цитоплазме).

Перенос вирусов может осуществляться различными путями: от одного организма другому при непосредственном контакте, при контакте с естественными выделениями или воздушно-капельным путем. Некоторые вирусы могут поразить широкий круг живых организмов, другие — только определенный вид. Вирусы человека переносят огромное множество инфекций, начиная от довольно безобидной простуды и заканчивая такими заболеваниями, как бешенство и СПИД.

Большой вклад в изучение вирусов внес отечественный микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский. В 1892 году он обнаружил, что именно неклеточная форма жизни является причиной мозаичной болезни табака, и стал первооткрывателем вирусов.

Микроскопические паразиты, котoрые не имеют своей клетки, но способны встраиваться в клетки хозяина – растения, животного, человека и даже бактерии. Размножаться вирусы способны только внутри клетки хозяина. Попадая туда, они начинают активно воспроизводиться, используя в качестве строительного материала клетку «донора». Вирус можно разглядеть только в очень мощный микроскоп. К вирусным инфекционным заболеваниям относятся ОРВИ, ОРЗ, ГРИПП, краснуха, корь, фарингит и т.д. Отличие вирусной инфекции от бактериальной иногда трудно найти, поскольку симптомы заболеваний, вызванных ими, бывают очень схожи.

Бактерии – это одноклеточные организмы. Они имеют форму палочек, шариков, спиралей. Некоторые виды образуют скопления по нескольку тысяч клеток. Длина палочковидных бактерий составляет 0,002—0,003 мм. Поэтому даже при помощи микроскопа отдельные бактерии увидеть очень трудно. Однако их легко заметить невооруженным глазом, когда они развиваются в большом количестве и образуют колонии. В лабораториях колонии бактерий выращивают на специальных средах, содержащих необходимые питательные вещества. В отличие от вирусов, они способны размножаться на различных искусственных питательных средах, что играет значимую роль при постановке диагноза. Для бактериальной инфекции характерны так называемые «ворота» – путь, через который она попадает в организм. Как и в случае с вирусами, здесь также присутствует множество способов передачи инфекции: контактный, алиментарный (через рот) или воздушно-капельный, фекально-оральный. Бактерии могут попадать в организм через слизистые оболочки, с укусом насекомых или животных. Попав в организм человека, они начинают активно размножаться, что и будет считаться началом бактериальной инфекции. Клинические проявления этого недуга развиваются в зависимости от локализации микроорганизма.

Признаки вирусной инфекции

Существует огромное количество вирусов, вызывающих разные патологии, но наиболее часто встречаются те, что провоцируют развитие так называемых простудных заболеваний. Ученые насчитывают более 30 000 таких микробных агентов, среди которых наиболее известен вирус гриппа. Что касается остальных, то все они вызывают ОРВИ. Еще до обращения к врачу полезно знать, как определить, что у ребенка или взрослого именно ОРВИ. Есть немало признаков, указывающих на вирусное происхождение воспаления:

• короткий инкубационный период, до 5 дней;

• ломота в теле даже при субфебрильной температуре;

• повышение температуры выше 38 градусов;

• сильный жар;

• выраженные симптомы интоксикации (головная боль, слабость, сонливость);

• кашель;

• заложенность носа;

• сильное покраснение слизистых (в некоторых случаях);

• возможен жидкий стул, рвота;

• иногда сыпь на коже;

• длительность вирусной инфекции до 10 дней.

Конечно же, все перечисленные выше симптомы не обязательно проявляются в каждом случае, так как разные группы вирусов вызывают заболевания с разными симптомами. Одни провоцируют повышение температуры до 40 градусов, интоксикацию, но без насморка и кашля, хотя при осмотре и видна краснота горла. Другие вызывают сильный насморк, но субфебрильную (37,1-38 градусов) температуру без выраженной слабости или головной боли. Кроме того, у вирусной инфекции может быть как острое, так и невыраженное начало. Многое зависит и от «специализации» вируса: одни виды вызывают насморк, другие – воспаление стенок глотки и так далее. Но характерной особенностью каждого подобного заболевания является то, что оно длится не более 10 дней, и примерно с 4-5 дня симптомы начинают уменьшаться.

Признаки бактериальной инфекции

Чтобы иметь представление, как отличить вирусную инфекцию от бактериальной, важно узнать особенности патогенеза обоих типов заболеваний. Для бактериальной характерны следующие симптомы:

• инкубационный период от 2 до 12 дней;

• боль локализована только в месте поражения;

• субфебрильная температура (пока воспаление не сильно развито);

• сильное покраснение слизистых (только при тяжелом воспалении);

• образование гнойных абсцессов;

• гнойные выделения;

• налет в горле бело-желтого цвета;

• интоксикация (вялость, усталость, головная боль);

• апатия;

• снижение или полное отсутствие аппетита;

• обострение мигрени;

• болезнь длится более 10-12 дней.

Помимо этого комплекса симптомов, характерной особенностью бактериальных инфекций является то, что они не проходят сами по себе, и без лечения симптоматика только усугубляется.

То есть, если ОРВИ может пройти без специфического лечения, достаточно придерживаться правильного режима, принимать общеукрепляющие средства, витамины, то бактериальное воспаление будет прогрессировать, до тех пор, пока не начнется прием антибиотиков. Это главное отличие, если говорить о простудных заболеваниях.

Диагностика

С другой стороны, перед врачами часто встает вопрос о том, как отличить бактериальную инфекцию от вирусной, основываясь не только на симптоматике. Для этого проводят лабораторные исследования, прежде всего делают общий анализ крови. По его результатам можно понять, вызвала болезнь вирусная или бактериальная инфекция.

Общий анализ крови отражает такие показатели, как количество эритроцитов, тромбоцитов, гемоглобина, лейкоцитов. При исследовании определяют лейкоцитарную формулу, скорость оседания эритроцитов. В зависимости от этих показателей и определяется тип заражения.

Для диагностики наиболее важны такие значения, как общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула (соотношение нескольких видов лейкоцитов) и СОЭ.

Что касается скорости оседания эритроцитов, то она меняется в зависимости от состояния организма. В норме СОЭ у женщин составляет от 2 до 20 мм/ч, у мужчин – от 2 до 15 мм/ч, у детей до 12 лет – от 4 до 17 мм/ч.

Анализ крови при ОРВИ

Если болезнь вызвана вирусом, результаты исследования будут следующими:

• количество лейкоцитов в норме или немного ниже нормы;

• повышенное количество лимфоцитов и моноцитов;

• снижение уровня нейтрофилов;

• СОЭ незначительно снижено или в норме.

Анализ крови при бактериальной инфекции

В тех случаях, когда причиной заболевания стали различные патогенные палочки и кокки, исследование выявляет такую клиническую картину:

• повышение лейкоцитов;

• увеличение уровня нейтрофилов, но может быть и норма;

• снижение количества лимфоцитов;

• наличие метамиелоцитов, миелоцитов;

• повышение СОЭ.

Не всем может быть понятно, что такое метамиелоциты и миелоциты. Это тоже элементы крови, которые в норме не обнаруживаются при анализе, так как они содержатся в костном мозге. Но при возникновении проблем с кроветворением такие клетки могут выявляться. Их появление говорит о тяжелом воспалительном процессе.

Дифференциальная диагностика очень важна, поскольку вся суть – в разном подходе к лечению. Известно, что антибактериальная терапия не действует на вирусы, поэтому назначать антибиотики при ОРВИ нет смысла. Скорее, от антибиотиков будет только вред – ведь такие препараты уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, которые частично формируют иммунитет. А вот при бактериальной инфекции назначение антибиотиков обязательно, иначе организм не справится с болезнью, и она как минимум перейдет в хроническую форму.

Именно этим и отличаются заболевания. Однако несмотря на различия, иногда назначается одинаковая терапия при бактериальных и вирусных инфекциях. Как правило, такой подход практикуется в педиатрии: даже при явной вирусной инфекции назначаются антибиотики. Причина проста: детский иммунитет еще слаб, и к вирусу практически во всех случаях присоединяется бактериальная инфекция, поэтому назначение антибиотиков вполне может быть оправдано.

Изображение организации