Изображение организации
Россия, Москва, Кривоколенный переулок, 9с1
8 (495) 540-48-03>
Пн. - пт. с 7:30 до 21:00
Сб. - вс. с 7:30 до 19:00
Взрослым
Детям
Вакцинация
Гастроэнтерология
Гинекология
Дерматология и косметология
Инфузионная терапия
Кардиология
Неврология
Отоларингология (ЛОР)
Спортивная медицина
Терапия
УЗИ
Урология
Функциональная диагностика
Эндокринология
Запись на прием
Введите имя
Введите телефон
Аллергология
Детская гастроэнтерология
Детская гинекология
Детская неврология
Детская отоларингология
Детская урология
Детская эндокринология
Педиатрия
УЗИ детям

Детская неврология – задержка речевого и психомоторного развития, и когда обращаться к врачу?

Развитие ребенка в первые годы жизни происходит стремительными темпами. Каждый месяц приносит новые навыки, умения и достижения. Однако не все дети развиваются одинаково быстро, и иногда родители замечают, что их малыш отстает от сверстников в речевом или двигательном развитии. Когда такие опасения оправданы, а когда являются излишней тревожностью? В этой статье мы разберем основные признаки задержки развития и определим, когда необходимо обратиться к детскому неврологу.

Что такое задержка речевого и психомоторного развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) — это состояние, при котором формирование речевых навыков у ребенка происходит медленнее, чем у большинства детей того же возраста. Психомоторное развитие включает в себя формирование двигательных навыков, координации движений, а также когнитивных функций.

Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и небольшие отклонения от общепринятых норм могут быть вариантом нормы. Однако существуют определенные возрастные рамки, выход за которые требует внимания специалистов.

Нормы речевого развития по возрастам

От рождения до 6 месяцев

  • Новорожденный реагирует на звуки, плачет;
  • К 2-3 месяцам появляется гуление («агу», «гы»);
  • К 4-6 месяцам развивается лепет с повторением слогов («ма-ма-ма», «ба-ба-ба»).

От 6 месяцев до 1 года

  • К 8-9 месяцам появляются осмысленные слоги;
  • К 10-12 месяцам ребенок произносит первые слова (мама, папа, дай);
  • Понимает простые просьбы и команды.

От 1 года до 2 лет

  • К 18 месяцам активный словарь составляет 10-50 слов;
  • К 2 годам — 200-300 слов;
  • Появляются простые фразы из 2-3 слов.

От 2 до 3 лет

  • Активный словарь — 1000-1500 слов;
  • Использование предложений из 3-4 слов;
  • Задает вопросы: «что это?», «где?».

Нормы психомоторного развития

Первый год жизни

  • 2-3 месяца: держит голову лежа на животе;
  • 4-6 месяцев: переворачивается, сидит с поддержкой;
  • 7-9 месяцев: ползает, сидит без поддержки;
  • 10-12 месяцев: встает у опоры, делает первые шаги.

Второй год жизни

  • 12-15 месяцев: ходит самостоятельно;
  • 18 месяцев: поднимается по лестнице с поддержкой;
  • 24 месяца: бегает, прыгает на месте.

Третий год жизни

  • Уверенно бегает и прыгает;
  • Поднимается по лестнице без поддержки;
  • Катается на трехколесном велосипеде.

Тревожные симптомы 

Речевое развитие

В 12 месяцев:

  • Отсутствие лепета;
  • Ребенок не реагирует на свое имя;
  • Не понимает простые просьбы.

В 18 месяцев:

  • Словарь менее 10 слов;
  • Не показывает части тела;
  • Не выполняет простые инструкции.

В 2 года:

  • Менее 50 слов в активном словаре;
  • Отсутствие фраз из двух слов;
  • Речь непонятна для окружающих.

В 3 года:

  • Словарь менее 200 слов;
  • Не строит предложения;
  • Речь понятна только родителям.

Психомоторное развитие

Первый год:

  • Не держит голову к 4 месяцам;
  • Не переворачивается к 6 месяцам;
  • Не сидит к 9 месяцам;
  • Не ходит к 18 месяцам.

После года:

  • Нарушения координации движений;
  • Частые падения после 2 лет;
  • Неспособность бегать к 2,5 годам.

Причины задержки развития

Биологические факторы

  • Генетические нарушения;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Недоношенность;
  • Гипоксия плода.

Неврологические причины

  • Детский церебральный паралич;
  • Эпилепсия;
  • Аутизм;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Средовые факторы

  • Недостаток общения с ребенком;
  • Двуязычная среда (временная задержка);
  • Социально-экономические проблемы;
  • Нарушения слуха или зрения.

Диагностика

Первичная консультация

Детский невролог проведет:

  • Подробный опрос родителей о развитии ребенка;
  • Неврологический осмотр;
  • Оценку рефлексов и мышечного тонуса;
  • Тестирование когнитивных функций.

Дополнительные исследования

При необходимости могут быть назначены:

  • ЭЭГ — для исключения эпилепсии;
  • МРТ головного мозга — для выявления структурных нарушений;
  • УЗИ головного мозга (у детей до года);
  • Консультации смежных специалистов: логопеда, психолога, оториноларинголога.

Пример из врачебной практики

К нам обратилась мама 2,5-летнего Максима с жалобами на отсутствие фразовой речи. При осмотре выяснилось, что мальчик понимает обращенную речь, но говорит только отдельные слова. После комплексного обследования была диагностирована моторная алалия. Благодаря раннему началу логопедической коррекции и медикаментозной поддержке, к 4 годам речь ребенка значительно улучшилась.

Методы коррекции и лечения

Медикаментозная терапия

  • Ноотропные препараты для улучшения мозговой деятельности;
  • Витаминные комплексы;
  • Препараты, улучшающие кровообращение мозга;
  • При необходимости — противосудорожные средства.

Немедикаментозные методы

  • Логопедическая коррекция — основной метод работы с речевыми нарушениями;
  • Физиотерапия — для улучшения мышечного тонуса;
  • Массаж — стимулирует развитие моторики;
  • Занятия с психологом — развитие когнитивных функций.

Роль родителей в коррекции

  • Ежедневные занятия дома;
  • Создание речевой среды;
  • Соблюдение режима дня;
  • Выполнение рекомендаций специалистов.

Рекомендации для родителей

Стимуляция речевого развития

1.     Больше общайтесь с ребенком — комментируйте свои действия, описывайте окружающие предметы.

2.     Читайте книги — начинайте с раннего возраста.

3.     Пойте песенки и рассказывайте стихи — развивает фонематический слух.

4.     Играйте в пальчиковые игры — стимулирует речевые зоны мозга.

Развитие моторики

1.     Предоставляйте возможность для движения — не ограничивайте активность здорового ребенка.

2.     Используйте развивающие игрушки — пирамидки, кубики, конструкторы.

3.     Занимайтесь творчеством — лепка, рисование, аппликации.

4.     Играйте в подвижные игры — развивают координацию.

Когда срочно обращаться к врачу

  • Регресс в развитии (потеря ранее приобретенных навыков);
  • Судороги любого характера;
  • Выраженная мышечная слабость;
  • Отсутствие реакции на звуки или свет;
  • Значительное отставание от возрастных норм.

Прогноз и профилактика

Факторы, влияющие на прогноз

  • Раннее выявление проблемы;
  • Своевременное начало коррекции;
  • Причина задержки развития;
  • Мотивация семьи к занятиям.

Профилактические меры

  • Планирование беременности;
  • Регулярное наблюдение у педиатра;
  • Создание развивающей среды дома;
  • Своевременные профилактические осмотры специалистов.

Заключение

Задержка речевого и психомоторного развития — серьезная проблема, требующая профессионального подхода. Раннее выявление нарушений и своевременно начатая коррекция значительно улучшают прогноз. Помните: лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом, чем упустить драгоценное время.

Современные методы диагностики и лечения позволяют эффективно помогать детям с различными нарушениями развития. Главное — не откладывать визит к врачу при появлении тревожных симптомов. Вы можете обратиться к детским специалистам разного профиля в клинике экспертной медицины «Медгород». Для записи позвоните по телефону 8 (495) 540-48-03 или оставьте заявку на сайте, и мы вам перезвоним.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, но существуют определенные границы нормы. При любых сомнениях лучше получить консультацию детского невролога — это поможет либо развеять ваши страхи, либо вовремя начать необходимую коррекцию.

При подготовке статьи использовались современные клинические рекомендации по детской неврологии и многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения развития.

 

Изображение организации
Россия, Москва, Кривоколенный переулок, 9с1
8 (495) 540-48-03

Возврат к списку