Бартолинит

Бартолиновые железы – парные анатомические образования, которые находятся в нижнем отделе преддверия влагалища слева и справа. Основная задача этих желез заключается в том, что бы вырабатывать слизистый секрет, который поддерживает во влагалище постоянную влажность. А это необходимое условие для комфортной половой жизни, планирования беременности и родов.
Бартолинит – это воспаление бартолиновой железы. В начале заболевания нарушается проходимость выводного протока бартолиновой железы и, как следствие, прекращается отток секрета, который начинает скапливаться в самой железе. При скоплении большого количества секрета формируется киста бартолиновой железы. При присоединении инфекции и распространению воспаления на ткань железы развивается бартолинит. Когда гнойно-воспалительное содержимое заполняет ткань железы – это абсцесс бартолиновой железы.
Есть ли у вас бартолинит? Заподозрить его несложно. Дискомфорт в области входа во влагалище, иногда зуд, жжение (при ассоциации с другими болезнями), боли (там же) при движении, половой жизни. Боли характерны давящие, распирающие, пульсирующие (в зависимости от распространенности заболевания). Может быть общее недомогание, повышение температуры тела. Некоторые женщины самостоятельно определяют у себя округлое подкожное образование в области преддверия влагалища (безболезненная в начале заболевания и без присоединения инфекции). Вот здесь важный момент – своевременно посетить гинеколога, чтобы избежать удаления бартолиновой железы (как при осложненных, гнойных формах заболевания).

Причины бартолинита

• несоблюдение гигиены половых органов;
  • инфекции, передающиеся половым путем;
  • микротравмы в области наружных половых органов, полученные в результате ношения тесного, чаще – синтетического, белья, расчесов, э- и депиляции;
  • «заброс» инфекции и, как следствие, воспаления, из других очагов в организме (чаще – вульвовагиниты, циститы, реже – болезни зубов, почек, ангина и т.п.);
  • переохлаждения;
  • снижение иммунитета;
  • несоблюдение правил обработки при выполнении медицинских манипуляций и операций в области наружных половых органов.

Хронический бартолинит

Если бартолинит возникает в жизни женщины не раз, периодически затаиваясь на время – это хроническая форма этого заболевания. Может «проснуться» накануне очередных месячных, при переохлаждении, при других инфекционных и простудных заболеваниях, даже при смене климата и часового пояса. В периоды «сна» бартолинит не выявить, а если обострился – жалобы описаны выше. Во всех случаях бартолинита ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, выдавливать что-либо в проекции влагалища – это чревато осложнениями и длительным сроком лечения.
Запишитесь на приём к врачу с помощью сервиса онлайн записи или по телефонам клиник.

Бартолинит при беременности

Ничего страшного для вас и тяжелых последствий для ребенка не произойдет, если заболели бартолинитом во время беременности. Опять же – при своевременном обращении к врачу. Но, как правило, беременные очень ответственные (всё равно им заняться больше нечем), поэтому осложнения бывают редко. Лечение всё-то же, за исключением экстирпации железы – эту операцию проводят только после родов.

Диагностика бартолинита

Подтверждение диагноза бартолинит, как правило, не составляет особого труда для врача гинеколога. Для уточнения причины дополнительно проводят:

• клинический анализ крови;
  • микроскопическое исследование и бакпосев секрета бартолиновых желез;
  • мазок на флору из влагалища (выявление половых инфекций);
  • при подозрении на опухоль – биопсия.

Лечение бартолинита

Консервативные методы лечения включают в себя:
  • обезболивающие и противовоспалительные препараты (баралгин, ибупрофен, вольтарен, кеторол);
  • антибиотики (как правило, широкого спектра действия);
  • ванночки, орошения с 8-10% раствором соли и антисептиками (хлоргексидин, мирамистин), травяными отварами (кора дуба, календула, ромашка);
  • мазь Вишневского, левомеколь (только в комплексной терапии);
  • физиолечение (магнитотерапия, УВЧ, УФО). Направлено на закрепление максимального эффекта от проведенного лечения, применяется в комбинации с консервативными методами и после операций по поводу бартолинита. Больно не будет, польза – однозначно будет.

Оперативные методы лечения бартолинита:

• вскрытие, санация, дренирование абсцесса;
  • марсупиализация (формирование выводного протока железы);
  • установка word-катетера (профилактика сращения протока);
  • удаление железы целиком (при рецидивирующем тяжелом течении).
Так как бартолинитная железа играет важную роль, то удалять ее не желательно, удаляют ее только в случаях многократных рецидивов, неэффективности применяемых методов лечения.

Всем пациенткам рекомендуется воздержаться от половых контактов до полного выздоровления, так как возможно инфицирование партнера.
Важно! Своевременное обращение к врачу гинекологу предупредит развитие кист и абсцессов бартолиновой железы и позволит избежать её удаления.

Профилактика бартолинита

Своевременное посещение врача гинеколога, не реже 1 раза в год, даже без жалоб; правильный образ жизни – исключение стрессов, инфекций, передающихся половым путем, соблюдение личной гигиены, исключение или ограничение ношения синтетического или тесного нижнего белья.
Предварительная подготовка к исследованию
Посещение возможно в любой день менструального цикла, не надо тщательно мыться, особенно в интимной зоне, или спринцеваться перед посещением гинеколога – это может затянуть процесс диагностики или привести к ложным результатам исследований.

Расписание на приеме у доктора:
  1. прием, осмотр, простая кольпоскопия, консультация, взятие биологических сред на анализы, заполнение направлений на исследования – 30 мин.
  2. процедурный кабинет, взятие крови при необходимости – 15 мин.
  3. повторный прием по результатам исследований, назначение лечения – 15 мин.
  4. контрольный осмотр, взятие контрольных анализов, простая кольпоскопия, консультация по результатам лечения – 20-30 мин.
Запишитесь на приём к любому нашему гинекологу.
Акушер-гинеколог высшей категории, профессор, доктор медицинских наук
Акушер-гинеколог высшей категории,
ведущий специалист