Жалобы по гинекологии: зуд

ЗУД - в интимной зоне у женщин встречается довольно часто, вызывает дискомфорт и отвлекает человека от повседневной активной жизни. Зуд имеет внешние и внутренние причины.

Внешние причины — присутствуют при непосредственном контакте кожи интимной зоны.

- Несоблюдение простых правил собственной гигиены.

- Бритье и депиляция. Эти процедуры вызывают микротравмы, царапины и ссадины кожи, что проявляется воспалением, жжением и зудом. Кроме того, выросшие через 1-2 дня волоски раздражают кожу. При использовании электрического депилятора или восковых полосок в интимной зоне может возникать врастание волоса в кожу, что также вызывает дискомфорт.

- Перепады температуры от переохлаждения до перегрева. Использование нижнего белья, которое слишком плотно прилегает к коже, не соответствует размеру или имеет грубые швы, натирающие кожу. Это дополнительно создает условия для проникновения бактерий в область потертостей кожи.

- Травма наружных половых органов может иметь симптом зуда. Частое использование мыла - удаляет естественную защитную пленку организма, тем самым обнажая кожу. Кожа может высыхать, а затем начинает зудеть и чесаться. Сухая кожа с нарушенным уровнем рН представляет собой дополнительные входные ворота для условно-патогенных микроорганизмов. Использование прокладок с ароматизаторами может спровоцировать нарушение рН.

Внутренние причины — эти причины скрыты в организме. Точно определить их не всегда удается. Эти причины включают:

- Аллергия. Реакция может возникнуть как на ткань или вещество, непосредственно контактирующее с интимной зоной, так и на любой другой аллерген. Контактными аллергенами могут быть мыла, гели для душа, ароматизированные прокладки и другие косметические средства.

Аллергию также могут вызывать:
  • продукты питания;
  • пыльца растений;
  • домашняя пыль;
  • шерсть и перхоть животных;
  • медикаменты;
  • бытовая и промышленная химия;
  • некоторые металлы, например, никель.
В зависимости от возраста женщины можно предполагать те или иные причины белей.

- У девочек и подростков появление выделений наиболее в 60% связано с общими экстрагенитальными заболеваниями, авитаминозом, экзо и эндогенной интоксикацией, вторичной иммуносупрессией, в 12% они расцениваются как физиологическая гипертранссудация — следствие гормональной перестройки, свойственной в большей степени периоду новорождённости (1–10 дней) и препубертатному периоду (8–11 лет). Лишь в 25% - причиной белей у девочек и подростков оказываются собственно гинекологические заболевания, большая часть которых имеет инфекционную природу.

- У женщин детородного возраста в 70% - причинами белей бывают воспалительные заболевания наружных ивнутренних половых органов, вызванные гарднереллами, влагалищными трихомонадами, грибами рода Candida, ассоциациями условнопатогенных аэробных и анаэробных бактерий или ВПГ и ВПЧ. Удельный вес новообразований влагалища, шейки и тела матки, маточных труб, в этой возрастной группе не столь значим. В 20% учитываются физиологические выделения из половых путей, усиливающиеся в предменструальные дни, при половом возбужденииили, во время беременности.

- У женщин в пери и постменопаузе бели чаще всего могут быть вызваны онкологическими или инволютивными (атрофическими) процессами, реже — пролапсом органов малого таза.
Запишитесь на приём к врачу с помощью сервиса онлайн записи или по телефонам клиник.
Внутренние болезни

Нарушения эндокринной сферы (сахарный диабет, гипотиреоз, гипертиреоз). Эти заболевания провоцируют зуд в результате нарушения кровоснабжения нервных окончаний, а также присутствия в крови различных продуктов обмена. При сахарном диабете, гипотиреозе кожа сухая и склонна к повреждениям.

Патология желчного пузыря и печени. Зуд возникает в результате появлении в крови желчных кислот, которые раздражающим образом действуют на рецепторы кожи, вызывая зуд. Кроме интимной зоны, может чесаться любой другой участок тела. Такой симптом может возникнуть при гепатите, циррозе печени, желчнокаменной болезни, сдавлении желчевыводящих путей опухолевым процессом.

Инфекция. Инфекции, которые локализуются на кожном покрове промежности. Их вызывают условно-патогенные бактерии. Условно-патогенные микроорганизмы при нормальном состоянии кожного покрова и иммунной системы не причиняют никого вреда. Как только возникают микротравмы, трещины или ослабевает иммунная система, условно-патогенные микроорганизмы могут вызывать воспалительные заболевания кожного кожи интимной зоны, воспаление потовых желез, фурункулы. При герпетической инфекции, спустя пару дней возникают сгруппированные везикулы (пузырьки) с прозрачным содержимым и вдавлением в центре. После того, как пузырьки вскрываются, на коже появляются язвочки. Такие высыпания регрессируют на протяжении 1-2 нед. При первичном проявлении полового герпеса симптоматика осложняется жаром, слабостью, головными болями, ломотой в мышцах и суставах.

Уреаплазмоз, трихомоноз — эти инфекции передаются половым путем. При заражении уреаплазмой, трихомонадой зуд возникает в области промежности, отверстия мочеиспускательного канала, а также по ходу самого канала. Это сопровождается нарушением акта мочеиспускания с ложными позывами, жжением и дискомфортом. Выделений у женщин при этом может не возникать.

Лобковый педикулез, или фтириаз: это паразитарное заболевание передается половым путем. Возбудитель – лобковая вошь. Зуд при этом заболевании умеренный, но в ночное время усиливается. На типичных местах паразитирования возникают синюшно-голубые пятна. При осмотре можно обнаружить взрослых особей и яйца – гниды.

Для того, чтобы лечить зуд, возникший в результате воздействия внешних или внутренних факторов — обратитесь к врачу!
Лечение причин, которые кроются в нарушении внутреннего баланса организма, более сложное и требует предварительной тщательной диагностики. В некоторых случаях приходится прибегать к консультации специалистов нескольких профилей.

Аллергический дерматит нужно лечить, в первую очередь, устранением аллергена. Порой, этого будет вполне достаточно. Чтобы снять симптомы аллергии пользуются антигистаминными препаратами (Супрастин, Зодак, Кларитин). Местное проявление в виде покраснения также можно лечить с помощью мазевых форм антигистаминных препаратов или простым увлажнением вазелином. Если антигистаминные препараты не дают ожидаемого эффекта, то назначают стероидные препараты слабого действия, например, Гидрокортизон.

В том случае, когда зуд спровоцирован болезнями эндокринной системы и нарушения обмена, прибегают к заместительной или подавляющей терапии: все зависит от того, гипо- или гиперфункция свойственна железе.

Профилактика зуда интимной зоны без выделений должна включать:

• соблюдение правил гигиены;
  • использование увлажняющих средств после бритья интимной области;
  • использовать свободное белье из натуральных материалов;
  • использование презервативов при половых контактах;
  • минимальный контакт с известным аллергеном;
  • выполнение общеукрепляющих мероприятий: закаливание, занятия
  • спортом, отказ от вредных привычек;
  • сбалансированное питание;
  • адекватное чередование труда и отдыха.
За советом по профилактике зуда — обратитесь к врачу!
Акушер-гинеколог высшей категории, профессор, доктор медицинских наук
Акушер-гинеколог высшей категории,
ведущий специалист